То, о чём не расскажет ни одна книга по искусству. Возможно, потому, что белый человек в этой истории предстает в своём самом неприглядном виде!   Что мы знаем об Австралии? Кроме того, что это очень далёкий материк, населённый коалами, кенгуру, крокодилами и  пауками размером с человеческую голову и что каждое живое существо здесь пытается тебя убить и съесть? Поклонники кулинарного шоу «Правила моей кухни» (такие как я, например) знают об Австралии чуть больше и могут назвать, кроме Сиднея, ещё пару городов. А теперь главный вопрос: а что мы знаем о народном искусстве Австралии? Искусстве австралийских аборигенов, коренных жителей материка, которые спокойно жили на своей земле вплоть до конца XVIII века, пока не прибыли европейские колонизаторы. Как и их «собратья» в Америке, новые хозяева материка навели здесь свои порядки: вытеснили австралийских аборигенов с их родных земель, заселили территории каторжниками, до кучи завели пару болезней, от которых коренные жители вымирали тысячами. Всё, как любят белые господа, жадные до денег и власти.   Так при чём здесь искусство, спросите вы? А вот при чём: в наши дни на территории Австралии все ещё живут немногочисленные коренные жители, австралийские аборигены. Оторванные от своих родных земель, вытесненные на окраины материка, они живут в убогих, нищих посёлках, спиваясь от безделья, тоски и отчаяния. И лишь немногие из оставшихся аборигенов находят в себе силы на творчество и создают уникальные картины!   На искусство австралийских аборигенов обратил внимание школьный учитель общины Джеффри Бардон в 1971 году. Он заметил, как посещавшие его занятия дети рисуют фрески и картины в традиционном стиле и чаще используют природные материалы, чем акриловые краски.  Это были очень примитивные картины, состоявшие из точек и линий, но для самих аборигенов они были наполнены сакральным смыслом, недоступным пониманию белого человека. Бардон поощрял творчество не только детей, но и взрослых, благодаря чему многие из них начали создавать невероятные картины в технике «точечная живопись», которые, к слову, быстро набирали популярность! Картины продавались (и до сих пор продаются) на европейских и американских аукционах за сотни тысяч долларов, попадали в коллекции лучших музеев мира и самых богатых коллекционеров. А теперь угадайте, какой процент из этих сотен тысяч долларов доставался авторам этих картин? Какая часть этих денег ушла на улучшение условий жизни аборигенов? Правильно, практически 0. Пока богатые коллекционеры сидели в уютных креслах и любовались картинами на стенах своих особняков, уверяя себя в том, что, купив это полотно, они стали духовно ближе к природе и приобщились к высшему знанию (что, естественно, не так), художники все так же продолжали прозябать в нищете. Джеффри Бардон, например, всеми силами пытался отстаивать права художников в этом вопросе, но в итоге его нагло подставили, в глазах аборигенов он стал предателем и эксплуататором. В итоге Бардон уехал из поселения, долго восстанавливался после нервного срыва и до сих пор не любит рассказывать о том времени.   Искусство австралийских аборигенов популярно и по сей день. В нашем Эрмитаже в 2000 году проходила выставка искусства коренных австралийцев. Одним из самых успешных художников был Томас Ровер (1926 — 1998): его работы участвовали в Венецианском биеннале 1990 года, на выставке в Эрмитаже, в 1994 году в Национальной Галерее Австралии в Канберре проходила его персональная выставка. Другая художница — Эмили Каме Нгварри или Эмили Кейм Кнгваррейе (1910 — 1996), также была невероятно успешна и популярна. Примечательно, что творчеством она занялась в возрасте 80 лет! Ее картина была продана на аукционе за 2 100 000 австралийских долларов, что является рекордной суммой. Алчные торгаши искусством аборигенов сотнями преследовали ее по пятам и в итоге к концу своей карьеры она сделала акцент не на качество работ, а на их количество и в итоге «потерялась» в своем же творчестве.

Теги других блогов: искусство австралия аборигены